Задержка речевого развития у ребенка

Задержка речевого развития у ребенкаРазвитие речи ребенка можно отнести к проблеме, которая больше всего волнует родителей. На практике переживания родителей выглядят по-разному. Первый тип пап и мам начинает волноваться, когда кроха в 2 года не может произнести развернутую фразу. А другой тип родителей долго не замечает патологии в развитии речи малыша. Второй тип родителей только после слов врача начинает заниматься с ребеночком.

Часто бывает, что время упущено и крохе будет трудно адаптироваться к общественной жизни. Зрр у малыша может быть спровоцирована из-за биологических и социальных факторов. Если верить логопеду, неврологу, психологу и дефектологу, то проблема на самом деле серьёзная, потому что отставание приводит к плохому умственному развитию и затрудненной адаптации в обществе. По статистике врачей, патология у малышей образуется примерно в 10% случаев. Если верить статистике, то мальчики страдают этой проблемой чаще, чем девочки.

Проблема заключается в следующем:

  1. Малыш не может произнести звуки.
  2. Не проговаривает слова.
  3. В 4 года не может разговаривать полноценными предложениями.
  4. Очень часто задержка речи и отсталое психическое развитие формируется совместно.
  5. Проблема заключается в непонимании малышом слов собеседника.

Малыш не может воспринимать звуки, у него не происходит общение простыми словами, которые характерны для его возрастной группы.

Этиология и патогенез

Эта проблема на сегодняшний день до конца не изучена. Про ззр можно сказать, что проблему условно можно разделить на две категории:

  • Задержка речевого развития у ребенкаПервая причина заключается в нарушенном внутриутробном развитии. На этом фоне у малыша развивается отставание речи. Но также может наблюдаться психологическое отставание. За первый год жизни малыша его нервная система очень неустойчива. Именно это считается косвенной причиной дисфункции психических и двигательных функций. На ранней стадии развития у крохи наблюдаются следующие проблемы: малыш начинает поздно садиться, поздно ползать, не может издавать звуки, не реагирует на слова мамы и не откликается на свое имя.
  • Вторая причина, которая связана с развитием речи, считается провокатором психической задержки в развитии речи малыша. К предпосылкам относятся неблагоприятные ситуации в семье, испуг и многие другие факторы. А также ко второй причине можно отнести прерывание лепета у малыша.

Чем старше кроха, тем более у него заметны психологические нарушения. Малыш боится людей, не общается со сверстниками, не может сказать о своих желаниях, не хочет отвечать на вопросы и многие другие проблемы.

Читайте еще:  Чем можно кормить ребенка при поносе: питание при диарее

Когда начинаются проблемы в задержке речевого развития

Чтобы осознать, когда начались проблемы, необходимо изучить нормы, как правильно должен разговаривать кроха. Существует специальность «неонатолог», который способен по крику новорожденного определить, есть у него задержка в развитии речи или нет. Плач у малыша может быть разный по громкости звучания и тембру.

Задержка речевого развития у ребенка до 1 года

Правильное развитие малыша охарактеризовывается следующими этапами:

  • Задержка речевого развития у ребенкаГуление. Оно наблюдается у малыша с 1.5 до 2 месяцев.
  • Лепет. Наблюдается у ребенка от 4 до 5 месяцев. Слова, похожие на лепет, произносятся крохой от 7 до 8.5 месяцев.
  • Первые слова. У девочек они произносятся в 9–10 месяцев, мальчики начинают позже говорить. Их первые слова можно услышать в 11–12 месяцев.

О задержке речевого развития у детей говорят следующие признаки:

  1. У малыша замечена маленькая активность гуления.
  2. Недостаточно лепета.
  3. Кроха не может понять простые слова.
  4. Плач однотипный.
  5. К 4 месяцам малыш эмоционально не реагирует на слова взрослых.
  6. Кроха молчит.
  7. В 8 или 9 месяцев малыш не может произнести простые слова «мама», «папа».

Развитие малыша от 1 до 1.5 года

Этой возрастной группе присущи слова в количестве 10 штук, сюда включены: папа, мама, баба и так далее. В пассивном словаре насчитывается около 200 слов. Сюда включены название действий и обыкновенных предметов.

В этом возрасте о патологии сигнализируют следующие признаки:

  1. Малыш не может повторить слова.
  2. У крохи полностью отсутствует реакция на речь и звук маминого голоса.
  3. Кроха не может выполнить простые просьбы. Например, «иди сюда» или «садись».
  4. Малыш плохо пережевывает пищу.

Развитие речи у детей до 2 лет

Задержка речевого развития у ребенкаВозрастные категории детей от 1.6 до 1.8 лет характеризуются лексическим взрывом. Те слова, которые находились в пассивном словаре ребенка, очень резко становятся активными. У некоторых детей этот период замечен в 2 года. Если ребенок развивается нормально, то у него замечается неожиданный переход к активной речи. К двум годам ребенок должен составлять простые предложения из двух слов.

Патология задержки речевого развития ребенка в 2 года:

  1. Малыш отказывается выполнять простейшую просьбу.
  2. Не может повторить простые слова.
  3. Ребёнком произносится только некоторое количество слов. Но их недостаточно, если идет речь о полноценном развитии малыша.

Задержка речевого развития у детей в 3 года

К 3 годам ребенок должен произносить предложения, которые состоят из 4 или 5 слов. Зрр у малышей 3 лет характеризуется:

  1. Ребёнок не может назвать части тела и окружающие его предметы.
  2. Малыш не может указать на предмет.
  3. Не может составлять элементарные фразы, которые включают в себя 2 слова.

Зрр у крохи в 4 года

В это время ребенок начинает осваивать грамматические формы. В этом возрасте малыш должен уметь сформировать предложение в зависимости от числа и падежа. Ребёнок должен уметь произносить целое предложение. В его речи используются наречия, местоимения и прилагательные. Зрр у крохи в 4 года характеризуется следующими признаками:

  1. Малыш очень много говорит.
  2. У него быстрая речь, но в то же время она непонятная и слова сильно растягиваются.
  3. Ребёнок не может построить простые предложения, состоящие из дополнения, сказуемого и подлежащего.
  4. Малыш не может сформировать свои желания. Им не воспринимается объяснение взрослого человека.
  5. Окончания слов проглатываются.
  6. У ребенка постоянно приоткрыт рот и у него повышенное слюноотделение.
  7. Он не может построить самостоятельное предложение, а повторяет слова за взрослыми.
  8. Ребёнок может произнести только фразы из мультфильма или книжки.
Читайте еще:  Десять месяцев ребёнку, поздравления

Зрр у малыша в 5 лет

Задержка речевого развития у ребенкаЕсли у ребёнка замечены симптомы задержки речи в 5 лет, то тут следует говорить о патологии. До достижения 4 лет малыш осваивает мир. В коммуникативные связи он не вступает. Начиная с 5 лет, ребенком усваивается информация от общения с другими детьми и взрослыми. Если ребенок мало общается, то происходит торможение психического развития. Очень часто у крохи в 5 лет подтверждаются отклонения в психологическом развитии.

Как заверяют специалисты, симптомы речевого и психического развития находятся рядом и они взаимосвязаны. Дети, у которых обнаружена патология, начинают поздно держать голову, поздно садиться и поздно ходить. При движении такие дети проявляют неловкость, часто травмируются, падают или налетают на предметы.

Какие последствия у патологии

Ребёнок с патологией, не получающий нужного лечения, отстаёт в развитии от своих сверстников. Для таких детей существуют специальные коррекционные школы. Там дети занимаются по специальной программе. Если у ребенка с патологией произошла умственная перегрузка или ему была сделана прививка, то у него обостряется состояние. У ребенка наблюдается много симптомов:

  1. Истерика.
  2. Понижение памяти.
  3. Нарушение сна.
  4. Головная боль.
  5. Кровотечение из носа.
  6. Агрессия.
  7. Отвлекаемость.

Диагностирование патологии

Многие родители думают, что если у малыша замечено отставание в развитии речи, то им следует обратиться к логопеду. Это наиболее распространённое заблуждение. Логопед всего лишь помогает малышу правильно произносить слова. Такое лечение помогает только в сознательном возрасте начиная от 5 лет. Коррекционная работа с малышом начинается в возрасте 5 лет. Если у крохи замечена патология речи, его осматривает группа следующих специалистов:

  1. Логопед.
  2. Психиатр.
  3. Психолог.
  4. Отоларинголог.
  5. Детский невролог и педиатр.

Неврологический осмотр направлен на выяснение причины поражения головного мозга. Сюда включаются следующие обследования:

  1. Эхо-ЭГ.
  2. МРТ.
  3. ЭЭГ.

После консультирования с отоларингологом могут быть выявлены болезни аденоидов, тугоухости или хронического отита.

Как лечить ребёнка с задержкой развития речи

Задержка речевого развития у ребенкаКогда следует начинать коррекционную работу? По словам специалистов, лечение должно начинаться как можно раньше. Лечение малыша невропатологом начинается от 1 года. Дефектолог начинает работу с детьми, которые старше 2 лет. Работа дефектолога направлена на развитие у малыша внимания, памяти, моторики и мышления. Специалисты по речевому развитию и корректировке начинают свою работу с крохой с 2 лет.

Читайте еще:  Развивающие занятия для детей 5 - 6 лет

Работа логопеда заключается в постановке речи крохи, чтобы он правильно произносил звуки. Логопед учит малыша уметь строить предложения и пересказывать текст. Работа логопеда начинается с детьми от 4 лет.

Медикаментозная терапия

Лечение назначается детским неврологом после обследования малыша. Если обнаружена патология развития речи, то могут быть назначены следующие медикаменты:

  1. Ноотропные продукты. Эти медикаменты используются в качестве строительного материала для питания головного мозга. К этой группе можно отнести следующие медикаменты: Лецитин, Нейромультивит, Кортексин, Актовегин.
  2. Ко второй группе относятся медикаменты, которые стимулируют функционирование зон речи. К этой группе можно отнести лечение медикаментом Когитум.

Работа дефектолога с ребенком

Терапия лекарствами оказывается неэффективной, если ее не сочетать с работой дефектолога. В медицинских центрах, которые работают с детьми, отстающими в речевом развитии, имеется ряд программ, направленных на корректировку речи. Занимаясь по этой программе, малыш сможет:

  1. Преодолеть трудности в общении с другими детьми.
  2. Устранить проблемы речевого торможения.
  3. Устранить отрицательные факторы развития.

При работе с детьми применяются реабилитационные, технические и наглядные материалы. Для каждого крохи разрабатывается специальный план, который реализуется в процессе игры.

Чем могут помочь родители

Задержка речевого развития у ребенкаНе стоит надеяться только на работу специалистов. Родители со своим крохой должны проводить активные занятия. Необходимо проводить развитие ручной моторики. Центры, которые отвечают за формирование артикуляционной и ручной моторики, располагаются рядом. Когда развивается моторика рук, то происходит формирование речи.

Для игр с малышом нужно использовать конструктор, пазлы, игры-вкладыши, мозаику и кубики. Ребенку необходимо давать играть с пирамидками, мячиками и игрушками-шнуровками. Кроху нужно обучать завязывать шнурки и застегивать пуговицы. Очень полезно дать порисовать пальчиковыми красками, полезны занятия с пластилином.

Для развития речи необходимо делать малышу массаж. Если замечено психофизическое отклонение, то такая процедура для него принесет много пользы. Массаж необходимо проводить до младшего школьного возраста.

С малышом нужно почаще играть в подвижные игры. Специалисты советуют в игре применять метод логоритмики. Играя с родителями, малыш учится лучше ориентироваться в пространстве. Нужно подбирать такие игры, которые научат ребенка ритмично двигаться. Темп игры должен периодически изменяться. Особенную пользу принесут игры, которые направлены на развитие речи.

Лечение музыкой — это увлекательная игра, которая происходит по принципу:

  • Угадай, что прозвучало?
  • Узнай голос?
  • Назови инструмент?

Игры с музыкой направлены на развитие внимания, на усвоение ритма, на сосредоточивание. Как только родители у своего малыша заметили отставание в речевом развитии, необходимо обратиться к специалистам за помощью. По статистике, если с малышом начать заниматься в раннем возрасте, то только к 6 годам кроха не будет отличаться от сверстников.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
NashaGrud.ru все для женщин с раком молочной железы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: